День DIY

Секрет фирмы

Информационные ресурсы, для которых заметки и видеорепортажи пишут и снимают простые граждане, становятся не только новой моделью организации средств массовой информации, но и фундаментом для новых бизнесов.

Проблема выбора достойного туристического справочника известна каждому путешественнику. Традиционные путеводители способны дать лишь базовую информацию, да рассказать только о главных достопримечательностях. А что делать, если опытным путешественникам этого уже мало? И хочется увидеть в стране то, что обычно пропускают путеводители? Не так давно решать эту задачу стали специализированные форумы, например на крупных туристических интернет-порталах. Но американский сайт www.turnhere.com решил пойти дальше в создании уникального туристического информационного продукта.

Изюминка Turnhere.com в том, что посетителям предлагаются путевые видеозаметки. Эти короткие ролики на две-пять минут хотя и обрабатываются профессиональными монтажерами и видеоредакторами, но снимаются простыми туристами. На сайте уже выложены 245 роликов, посвященных достопримечательностям США, которые редко удостаиваются внимания авторов путеводителей. Это репортажи с уличных художественных выставок Сан-Франциско, эстрадных представлений в барах Нью-Йорка, из "Гетто гурманов" в Беркли, сценки из жизни торговцев рыбой, автомобилистов, пожарных, зарисовки о детях,– словом, то, что передает "дух" города, но никогда не попадает на страницы привычных туристических справочников.

Концепция DIY (do it yourself – "сделай сам") сегодня получила мощное подкрепление и в сфере новостных СМИ. Так, в южнокорейской интернет-газете OhMyNews, аудитория которой – около 700 тыс. читателей в день, 80% контента создают "гражданские" корреспонденты. В штате нет ни одного профессионального репортера: только 40 человек, редактирующих заметки. Сегодня у газеты 41 тыс. самодеятельных репортеров, которые получают по $20 за новость, принятую к публикации. Издание оказалось столь многообещающим, что OhMyNews решила выйти на международный уровень и в феврале 2006 года получила для реализации своих планов расширения $11 млн инвестиций от банка Softbank.

Свой интерес к творчеству непрофессионалов начинают демонстрировать и классические поставщики информации – издательские дома, газеты и журналы. Уже появились специальные сетевые сервисы, обеспечивающие доступ традиционным СМИ к сокровищам "блогосферы". Например, с помощью сервиса BlogBurst.com газеты получают доступ к 600 онлайновым дневникам на самые разные темы – от информационных технологий и путешествий до спорта и отдыха. В качестве бонуса СМИ получают также комментарии блоггеров, многие из которых являются экспертами в своей области. Владелец BlogBurst.com, компания Pluck Corporation, уже договорилась с Washington Post, San Francisco Chronicle и Austin American-Statesman. Партнерство взаимовыгодное: владельцы онлайновых дневников получают дополнительных посетителей. Это тем более актуально, если учесть, что многие блоггеры пытаются зарабатывать на рекламе с помощью AdWords.

Некогда энциклопедия Wikipedia, созданная по принципу "сделай сам", быстро затмила по популярности своих офлайновых предшественников, подготовленных коллективами профессиональных авторов. Какое-то время онлайн-энциклопедия казалась уникальным и неповторимым проектом. Однако модель, которую она предложила миру, постепенно становится основой самых разных проектов в разных сферах и отраслях. Сегодня это – туристические справочники и народные СМИ. Куда сервисы, построенные на базе социальных сетей, придут завтра? В сферу образования? Справочные и поисковые системы? Консалтинговый бизнес? Как скоро сообщество непрофессиональных исполнителей сможет составить конкуренцию командам профессионалов?