Альтернативные СМИ

Источник: журнал Искусство Управления

Выступая перед Американской ассоциацией редакторов газет, Руперт Мердок, глава News Corporation – одной из крупнейших медиакомпаний, заявил: «По-моему, слишком многие редакторы и репортеры не понимают, что нужно их читателям. С какой же стати удивляться, что аудитория, особенно молодежь, перестает покупать газеты». По словам Мердока, сегодняшние подростки, а тем более двадцати- и тридцатилетние читатели имеют свое мнение и не хотят, чтобы за них решали, что важно, а что нет. И уж конечно никто не считает новости неким откровением свыше. Однако журналистика как индустрия по-прежнему отличается заметным и необъяснимым самодовольством.

Эта речь поразительна не столько своим содержанием, сколько тем, кто именно ее произнес. Сам факт такого выступления может стать тем самым звонком, который разбудит закоснелый газетный бизнес и заставит его осознать реальность интернет-эпохи. Некоторые пассажи из нашумевшего выступления более подошли бы длинноволосому технофилу новой волны, чем солидному медиамагнату. По мнению Руперта Мердока, те, кто делает новости (включая его собственную компанию), должны уделять больше внимания Интернету, прекратить обращаться к читателям словно профессор к студентам, дать аудитории возможность обсуждать написанное и вообще новостная журналистика должна стать точкой соприкосновения для редакторов, репортеров и людей, ведущих собственные журналы в Интернете. Мердок раскритиковал журналистскую братию за то, что зачастую она считает читателя глупее себя.

В качестве аргумента медиамагнат привел статистику, доказывающую, что газеты по всему миру неуклонно теряют объемы продаж, а с ними падают и доходы от рекламы. По данным World Association of Newspapers за период с 1995 по 2003 год тиражи в США упали на 5 %, в Европе – на 3 %, в Японии – на 2 %. В 60-е годы четверо из пяти американцев читали газеты ежедневно, сейчас – лишь каждый второй. Филипп Мейер, автор книги «Исчезающая газета: сохранить журналистику в информационном веке» (Издательство University of Missouri Press), уверяет, что если эта тенденция сохранится, то последний читатель отправит в макулатуру последний бумажный экземпляр газеты в апреле 2040 года.

Заказ газет начался с приходом Интернета, а последующее появление неограниченного высокоскоростного доступа к сети не только ускоряет этот закат, но еще и меняет газеты, что не удавалось их предыдущим соперникам – радио и телевидению. Люди старшего поколения, которых Мердок называет «цифровыми иммигрантами», возможно, не замечают этого, однако молодежь – «цифровые аборигены» - все больше обращается за новостями к интернет-порталам типа Yahoo! или к блогам. Блог (сокращение от «веб-лог») – страницы, на которых каждый желающий может открыть собственный сетевой дневник и записывать свои мысли, делая их доступными для всех посетителей сайта. Хотя 56 % американцев никогда не слышали о блогах и лишь 3 % читают их ежедневно, для молодежи они стали неотъемлемой частью жизни. Согласно опросу, проведенному CNN/USA Today/Gallup, 44 % американцев – пользователей Интернета в возрасте от 18 до 29 лет читают их постоянно.

Однако блоги – всего лишь одно явление в растущем списке средств массовой информации, появившихся благодаря Интернету. Еще один пример – wikis, интернет-страницы, где посетители могут размещать свои тексты или редактировать то, что внесли другие. Цифровым иммигрантам такой подход может показаться анархией и хаосом, однако это не так – посетите, например, сайт wikipedia.org, интернет-энциклопедию, количество информации в которой стремительно увеличивается каждый день именно благодаря такому спонтанному (и на удивление организованному) сотрудничеству разных людей. Фотоблоги уже стали обычным явлением, видеоблоги набирают популярность. Podcasting – вещание с помощью iPod, аудиоплеера компании Apple, - позволяет создавать аудиофайлы, которые доступны для всеобщего прослушивания.

Традиционным средствам массовой информации (к которым относится и The Economist) сложно удержаться от пренебрежительного отношения к новым СМИ, однако такой подход не имеет под собой реальных оснований. С одной стороны, большинство логов не стоят того, чтобы их читать – так их никто и не читает, хотя то же самое можно сказать и о многих традиционных газетах. С другой стороны, роль сетевых дневников в общей информационной картине постоянно увеличивается – что было отлично проиллюстрировано во время последних президентских выборов в США. Сейчас самые популярные личные странички могут похвастаться не меньшим рейтингом посещаемости, чем сайты некоторых газет. Многие из блоггеров – всего лишь болтуны, сотрясающие воздух, но некоторые действительно являются специалистами мирового класса в своих областях. Мэтью Хиндмэн, политолог из Университета штата Аризона, провел исследование и доказал, что известные интернет-писатели чаще имеют университетский диплом и даже ученую степень, чем штатные журналисты «традиционных» изданий.

Еще одно опасное клише – считать блоггеров всего лишь паразитами на теле традиционных средств массовой информации, неприятными, но совсем неопасными. И правда, многие блоггеры живут тем, что разбирают, опровергают или анализируют истории, ранее появившиеся в печати. В этом смысле сетевые дневники являются лишь надстройкой над медиаоснованием. Однако это вовсе не значит, что блоггеры не пишут собственных репортажей. Гленн Рейнолдс, чью страничку Instapundit.com посещает 250 тысяч человек ежедневно, часто публикует рассказы очевидцев из Афганистана или Шанхая, которых он считает корреспондентами в полном смысле этого слова.

«Основная идея заключается в том, что, когда у людей появляется возможность излагать свои мысли, они так и поступают, а в результате обсуждение становится глобальным», - говорит Дэн Гилмор, основатель компании Grassroots Media в Сан-Франциско и автор книги о так называемой «подножной» журналистике «Мы – медиа» (издательство O’Reilly, 2004). Возьмем для примера компанию OhmyNews из Южной Кореи. По словам ее создателя и директора О Йеон Хо, его новостная концепция проста: каждый гражданин может стать корреспондентом. За пять лет своего существования OhmyNews уже завоевала аудиторию в два миллиона читателей и имеет более 33 тысяч «гражданских корреспондентов». Все они работают бесплатно, а их статьи проверяют и редактируют 50 постоянных сотрудников.

Появление новых видов журналистики и увеличение количества «добровольных» журналистов приведет к созданию новых моделей бизнеса, которые составят конкуренцию уже существующим. Некоторые блоггеры позволяют Google размещать рекламные ссылки рядом со своими записями, зарабатывая деньги каждый раз, когда посетители их страниц переходят на рекламируемые сайты. Другие блоггеры, по примеру провайдеров специализированной информации, вводят частичную или полностью платную подписку на свои страницы. Набирает популярность система «чаевых», когда посетители переводят создателям полюбившихся сайтов небольшие суммы денег. В прошлом году был случай, когда после опубликования статьи, критиковавшей спорное решение суда, OhmyNews собрала «чаевых» на сумму 30 тысяч долларов США, хотя обычно большая часть доходов компании приходится на рекламу.

Публикации в таких новоиспеченных СМИ в корне отличаются по тону от традиционных. Сегодняшние цифровые аборигены не потерпят менторского тона, говорит Гилмор. Они относятся к получению информации как к диалогу и скорее инициируют обсуждение на интернет-форуме, чем будут писать традиционные письма в стиле «Дорогая редакция…». Страницы с читательскими письмами, отобранными редакцией, не имеют для современной аудитории смысла, а спонтанные голосования в Интернете ее, наоборот, привлекают.

Даже если матерые медиакорпорации начнут реагировать на изменение ситуации, смогут ли они извлечь из этого прибыль? По словам Мердока, на этом рынке можно обеспечить себе рекламные доходы, переведя упор с печатной рекламы на электронную – в данном случае просто грех не использовать технологические новшества, которые позволяют более точно выбирать аудиторию, как по интересам, так и по географическому признаку. Он также упомянул, что видеоклипы, которые очень кстати производит его компания, будут важнейшей составляющей интернет-новостей.

Пока непонятно, каким образом распределятся рекламные доходы, чаевые и плата за подписку в общей прибыли провайдеров новостей, а также сколько из ныне существующих СМИ выживут на рынке в будущем. Ясно лишь, что контроль над новостями – их концепцией, подачей и содержанием – постепенно переходит от вещателей к аудитории. Руперт Мердок дал понять, что газетам нужно быть источником новостей, а не только бумажным носителем информации.